Немецкий экспрессионизм, сюрреализм и Эдгар Аллан По: интересные экранизации мастера психологического ужаса
Эдгар Аллан По — великий и ужасный, основоположник современного детектива и жанра психологической прозы. Самый экранизируемый писатель 60-х (по количеству экранизаций конкуренцию в то время ему мог составить только другой классик Говард Лавкрафт, десятилетия спустя после эту пальму первенства отобрал Стивен Кинг). Жизнь Эдгара По была чередой благосостояния и нищеты, вершины творчества перемежались периодами психических метаний, отчаяния и алкоголизма. Некоторые работы мастера способствовали формированию и развитию научной фантастики, а такие черты его творчества, как иррациональность, мистицизм, обреченность, аномальность изображаемых состояний, предвосхитили литературу декадентства.
По мотивам произведений Эдгара По до сих пор регулярно снимают экранизации: как правило, это ужасы, триллеры, драмы, наполненные мрачным очарованием или черным юмором, как и сам автор. За почти 170 лет, прошедших с его смерти, писатель ничуть не устарел: напротив, его признают своим современные декаденты и эстеты, рок-музыканты и голливудские звезды. А некоторые экранизации мастера классического ужаса просто обязательны к просмотру фанатам мистики и хоррора.
Фильмы
1. «Падение дома Ашеров» (1928) Джеймс Сибли Уотсон, Мелвилл Веббер
2. Мультфильм «Сердце-обличитель» (1953) Тед Пармели
3. «Падение дома Ашеров» (1928) Жан Эпштейн
4. «Убийство на улице Морг» (1932) Роберт Флори
5. «Безумие / Лунатизм» (2005) Ян Шванкмайер
6. «Три шага в бреду» (1968) Роже Вадим, Луи Маль, Федерико Феллини
7. «Истории ужасов» (1962) Роджер Корман
8. «Колодец и маятник» (1964) Александр Астрюк
9. «Пражский студент» (1913) Стеллан Рюэ, Пауль Вегенер
10. «Черный кот» (1934) Эдгар Георг Ульмер
1. «Падение дома Ашеров» (1928) Джеймс Сибли Уотсон, Мелвилл Веббер
Экспериментальная экранизация одноименного романа Эдгара По. Первая картина Джеймса Уотсона Сибли появилась на излете эпохи немого кино и была озвучена впоследствии, поэтому ее можно встретить с разными саундтреками. Титров в картине практически нет, а те что есть искусно вплетены в визуальный ряд. Фантастический монтаж картины Уотсона дополняет мрачную стилистику (в которой отчетливо читается влияние немецкого киноэкспрессионизма) и приводит даже искушенного зрителя в совершенный восторг. Очень сильный фильм по своей визуальной выразительности.
По сюжету, в мрачный одиноко стоящий дом приезжает Аллан, друг семьи Ашеров, проживающих в этом доме. Родерик Ашер, его больная жена Мадлен и ее врач мирно сосуществуют, но со временем дела становятся все хуже и хуже. Аллан начинает тревожиться, особенно когда после смерти Мадлен начинают происходить странные вещи...
2. Мультфильм «Сердце-обличитель» (1953) Тед Пармели
«Сердце-обличитель» — одно из самых знаменитых произведений Эдгара По, история признана классикой готического жанра. Этим рассказом автор начинает цикл новелл, посвященных теме саморазоблачения под влиянием «беса противоречия». Среди литературоведов широко распространено мнение, что опыты По в этом направлении стали отправной точкой для ряда идей Достоевского.
Американский мультфильм по одноименному рассказу Эдгара По занял 24 место в списке 50 величайших мультфильмов и был включен в Национальный реестр фильмов. Первый в истории мультфильм, которому был присвоен рейтинг Х. Сюжет полностью соответствует оригинальному рассказу. Все действие также показано «глазами рассказчика» — человека с неуравновешенной психикой, живущим в одном доме с неким стариком обладающим «дурным глазом грифа»...
3. «Падение дома Ашеров» (1928) Жан Эпштейн
Сюрреалистический шедевр Жана Эпштейна, снятый под несомненным влиянием немецкого экспрессионизма, является одним из самых виртуозных фильмов французского авангарда. По выражению Анри Ланглуа, фильм представлял собою «абсолютный эквивалент музыки Дебюсси на экране».
В начале прошлого столетия режиссер и теоретик кино Жан Эпштейн был одним из лидеров авангардной формации, которая зачастую отрицала главенство сюжета в картинах, отдавая предпочтения формальным поискам и визуальным решениям. Неудивительно, что в 1928-ом он принялся за рассказ По, чья короткая и яркая проза давала множество возможностей для интерпретаций и не ограничивала кинематографистов строгими рамками. Сценарий фильма родился на стыке рассказов «Падение дома Ашеров» и «Овальный портрет». В первом рассказывалось о проклятии давнего рода Ашеров, чьи последние представители, брат с сестрой, догорают, словно свечи, в старом замке. Второй же толковал о полубезумном художнике, написавшем портрет собственной жены, который ее и погубил. Эпштейн (не без помощи будущего сюрреалиста Бунюэля) превратил Родерика Ашера в того самого художника, а его сестру в жену. «Падение дома Ашеров» представляется одним из первых так называемых эстетских фильмов ужасов.
4. «Убийство на улице Морг» (1932) Роберт Флори
Американский фильм ужасов Роберта Флори является адаптацией одноименного рассказа Эдгара По и поставлен в традициях немецкого киноэкспрессионизма.
XIX век, Париж. Сумасшедший доктор Миракл, живущий на улице Морг, похищает молодых женщин и проводит над ними бесчеловечные эксперименты. Его целью является скрещивание человека с гориллой. После введения крови примата в кровеносную систему женщин последние погибают и Миракл выбрасывает их трупы в Сену...
5. «Безумие / Лунатизм» (2005) Ян Шванкмайер
Философский фильм ужасов Яна Шванкмайера, проверяющий два подхода к руководству психиатрической больницей — «абсолютная свобода» против «контроля и наказание» — в пределах контекста мира, который комбинирует худшее из обоих. Великий чешский аниматор положил в основу своей сюрреалистической фантазии рассказ Эдгара По «Преждевременное погребение», изрядно нашпиговав его отсылками к Маркизу де Саду — в первую очередь, к его трактовке телесности.
Франция. Молодого человека Жана Берло преследуют кошмары, в которых его отправляют в сумасшедший дом. Возвращаясь с похорон матери, юноша знакомится с Маркизом, который приглашает его провести ночь в замке...
6. «Три шага в бреду» (1968) Роже Вадим, Луи Маль, Федерико Феллини
Экранизация трех новелл Эдгара Аллана По («Метценгерштейн», «Вильям Вильсон» и «Тоби Дэммит») тремя великими кинорежиссерами. Первая, поставленная французским режиссером Роже Вадимом, отражает его пристрастие к красивым мелодрамам с элементами эротики, с тайнами, загадками и мистикой. Вторая экранная история, поведанная тоже французом, Луи Малем, передает двойственность сознания, которое мечется между вымыслом и реальностью, пытаясь избавиться от химер, порожденных им самим. В сюжете о двойнике, который преследует заглавного героя, режиссер воспроизвел давнюю культурную традицию, генеалогию темы раздвоенности человеческого существования, изначально поделенного на добрые и злые стороны. Новелла Федерико Феллини, снятая по рассказу «Никогда не закладывай дьяволу своей головы», как бы продолжает мотивы искушения человека, которые ранее прозвучали в творчестве итальянского киномаэстро. Он остроумно перенес действие в современный Рим, где беспечно проводит время популярный английский актер Тоби Дэммит, не задумываясь о том, что неизбежно настанет час расплаты по заключенному с дьяволом договору. Желающие могут также обратить внимание на некоторую перекличку и спор с картиной «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, поставленной за два года до этого, между прочим, по мотивам рассказа «Слюни дьявола» Хулио Кортасара.
7. «Истории ужасов» (1962) Роджер Корман
Фильм, снятый «королем фильмов-ужасов» по мотивам рассказов Эдгара Аллана По: «Морелла», «Черный кот» и «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром». Является киноантологией, состоящих из трех историй, в каждой из которых главную роль играет Винсент Прайс. Автор классических романов Ричард Мэтисон творчески переработал рассказы писателя: разбавил «Черного кота» значительной долей юмора, а в двух остальных — сохранил ту особенную атмосферу рока, за которую мы так любим Эдгара По. «Истории ужасов» — одна из лучших его экранизаций.
8. «Колодец и маятник» (1964) Александр Астрюк
«В наше время произведения кино можно считать эквивалентными по их глубине и значению романам Фолкнера, Мальро, работам Сартра и Камю», — написал в свое время французский режиссер Александр Астрюк, объясняя собственное понимание кинематографа. И его короткометражная экранизация знаменитого рассказа Эдгара По — попытка подкрепить слова делами.
Астрюк точно следует оригиналу, переводя на кинопленку каждую букву. А это не просто, ведь рассказ По «Колодец и маятник» построен на внутреннем монологе главного героя. Тем более удивительно, что режиссеру удалось передать на экране гнетущую атмосферу смерти, отчаяния, безысходности и надежды. От этого фильм кажется даже более страшным, чем сам рассказ. И, в отличие от современных хороров, он не столько пугает, сколько ужасает. А это — куда сложнее и интереснее.
9. «Пражский студент» (1913) Стеллан Рюэ, Пауль Вегенер
Один из первых образцов германского киносимволизма. По мнению некоторых исследователей, фильм является первым полноценным фильмом ужасов. Сценарий фильма написал Ганс Гейнц Эверс, соединив мотивы рассказа Эдгара По «Уильям Уилсон» и поэзии Альфреда де Мюссе. Кроме того фильм вобрал в себя мотивы старых германских легенд о двойниках, некоторое влияние оказали «Приключения накануне Нового года» Гофмана.
Сюжетная канва следующая: бедный студент Болдуин подписывает контракт с дьяволом, персонифицирующегося в образе некоего ростовщика Скапинелли. Последний обещает Болдуину женитьбу на богатой аристократке в обмен на его отражение в зеркале. Студент подписывает контракт, его отражение выходит из зеркала и, облеченное в плоть и кровь, начинает самостоятельную жизнь...
10. «Черный кот» (1934) Эдгар Георг Ульмер
Сразу две звезды голливудского хоррора, Борис Карлофф и Бела Лугоши, отдают дань классику. Хотя и не слишком церемонятся: как и в случае с другими экранизациями По, сюжет рассказа «Черный кот» трактуется весьма вольно. В истории почтенного буржуа, который оказывается психопатом и убийцей, от По осталась только боязнь черных котов, как демонических предвестников беды. Тем не менее, именно «Черный кот» вдохновил Хичкока на создание «Психоза», а Бергмана – на создание «Седьмой печати» (та же партия в шахматы с условной Смертью).
Матераил подготовлен сообществом @arttraffic2